1,1K подписчиков

Как выглядят семь смертных грехов и их Владыка: увидеть это можно в Музее МХАТ на выставке «Раскрывая замысел»

«Только поверхностные люди не судят по внешности», — писал Оскар Уайльд. Одно из доказательств справедливости этого изречения — театральный костюм. Который, при искусном исполнении и внимательном прочтении, может рассказать зрителю о своём владельце практически всё.

Задача — добиться именно искусного, грамотного, профессионального исполнения. Именно такому учат студентов в Школе-студии МХАТ, где готовят художников по сценическому костюму и художников-технологов.

Профессии эти очень непростые и ответственные. В них в идеале должны соединяться фантазия художника, знания учёного и умения ремесленника.

И потому студенты здесь изучают историю, в том числе историю костюма, способы производства тканей, особенности кроя и нюансы изготовления предметов одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров разных исторических периодов. Осваивают театральные технологии, позволяющие воссоздавать и имитировать всё что угодно: от перьев и меха до драгоценных вышивок и тончайшего кружева.

При выполнении макета костюма в натуральную величину ребята учатся конструировать, придумывают технологию его изготовления, рассчитывают смету, работают с цветом, формой и фактурой. При переносе эскиза из плоскости в объём им нужно представить жизнь костюма в пространстве декорации. Учесть его трансформации в театральном освещении. Совместить с пластикой актёра.

В Музее МХАТ хранятся экспонаты, напоминающие о поисках и достижениях театра в области театрально-декорационного искусства. Во время занятий студенты Школы-студии приходят сюда за вдохновением и ориентирами. А по окончании — демонстрируют здесь то, чему научились.

На выставке «Раскрывая замысел», которая открылась здесь 22 июня (и будет работать до 20 августа), представлены студенческие работы и дипломные проекты выпускников Школы-студии. Многие из них перекликаются с предметами из фондов Музея.

Так, например, Евгения Охременко осуществила «Технологическую разработку костюмов к спектаклю по пьесе М. Метерлинка “Синяя птица”, художник В. Е. Егоров, Московский художественный театр, 1908 г.» (на фото выше). Целью выпускницы, по её словам, было проведение «исследовательской работы с точки зрения выявления первоначального замысла создателей спектакля».

Анна Панникова изучала гравюры XVIII–XIX веков, библиографические и иконографические источники, музейные подлинники и видеоматериалы, традиции и специфику изготовления одежды японскими мастерами. Всё для технологической разработки костюмов театра Кабуки, адаптированной для постановки на современной европейской сцене (на фото выше).

Андрей Калашников представил результат своей работы по эскизам М. П. Утробиной к современной постановке Малого театра по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» (на фото выше). Ключевой особенностью данных костюмов является их стилизация под наши дни с эклектичными элементами стилей Ар-нуво и Ар-деко.

А Александра Маркова выполнила масштабный проект по балету «Смерч» 1927 года. С визуализацией технологии изготовления и надевания сложнейших костюмов, созданных Н. А. Мусатовым и символизирующих Владыку, его приближённых и семь смертных грехов (на фото выше и на заглавных фото).

«Только поверхностные люди не судят по внешности», — писал Оскар Уайльд, эстет, поэт и драматург. Конечно, в театре проще. Театральные костюмы, при искусном исполнении и внимательном прочтении, могут рассказать зрителю о своём владельце практически всё. И сразу.

В жизни под хорошим костюмом может прятаться отвратительное нутро. Но окружающий мир тем не менее, как мы помним, суть театр. И рано или поздно всё всегда становится ясно. Главное — внимательно наблюдать за идущей вокруг постановкой.

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. Костюмами НЕРЕАЛЬНОЙ (в прямом смысле) красоты ОКОЛДОВЫВАЕТ (опять же, в самом прямом смысле) зрителя спектакль «Царь-Девица», поставленный Дмитрием Бозиным в Театре Романа Виктюка. И я так прямо о нём и написала: «Приворотное зелье».